« 16 »  05  20 15 г.




Методы финансово правового регулирования

Юридическая Библиотека - НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РУКАВИШНИКОВА - » » НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РУКАВИШНИКОВА Финансовое право: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РУКАВИШНИКОВА Выявление особенностей метода методы финансово правового регулирования регулирования финансовых отношений, как, впрочем, любого другого отраслевого метода, осуществляется путем определения специфики некоторых элементов-признаков. Во-первых, метод правового регулирования оказывает решающее воздействие на динамику правоотношения. Получая развитие в рамках гипотезы правовой нормы, данный метод проявляется при возникновении, изменении и прекращении правоотношений. Выбор нормы права для регулирования последствий возникших юридических фактов обусловлен правовым методом, задающим определенную правовую направленность. Совершая какой-либо юридически значимый поступок действие или переживая юридически значимое событие, субъект подвергается воздействию правовых норм, в которых уже заложен метод правового регулирования. Юридические факты являются в какой-то степени необходимыми катализаторами его проявления. Во-вторых, метод правового регулирования финансовых отношений существенным образом влияет на характер и особенности правовой связи участников определенного вида отношений. Рассматривая их как единство материального содержания и правовой формы, Халфина выявила следующие связи элементов правоотношения: 1 связь прав и обязанностей как той модели, которая должна определять реальное методы финансово правового регулирования 2 реальная связь участников правоотношений, которая должна соответствовать модели; 3 связь реального поведения и модели, которая находит свое выражение в осуществлении прав и выполнении обязанностей. Указанные связи становятся реальными и взаимодействуют между собой благодаря методам правового регулирования конкретных общественных отношений. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РУКАВИШНИКОВА Рукавишникова Ирина Валерьевна - доцент Ростовского государственного экономического университета, кандидат юридических наук. Выявление особенностей метода правового регулирования финансовых отношений, методы финансово правового регулирования, впрочем, любого другого отраслевого метода, осуществляется путем определения специфики некоторых элементов-признаков. Методы финансово правового регулирования, метод правового регулирования оказывает решающее воздействие на динамику правоотношения. Получая развитие в рамках гипотезы правовой нормы, данный метод методы финансово правового регулирования при возникновении, изменении и прекращении правоотношений. Выбор нормы права для регулирования последствий возникших юридических фактов обусловлен правовым методом, задающим определенную правовую методы финансово правового регулирования. Совершая какой-либо юридически значимый поступок действие или переживая юридически значимое событие, субъект подвергается воздействию правовых норм, в которых уже заложен метод правового регулирования. Юридические факты являются в какой-то степени необходимыми катализаторами его проявления. Во-вторых, метод правового методы финансово правового регулирования финансовых отношений существенным образом влияет на характер и особенности правовой связи участников определенного вида отношений. Рассматривая их как единство материального содержания и правовой формы, Халфина выявила следующие связи элементов правоотношения: 1 связь прав и обязанностей как той модели, которая должна определять реальное поведение; 2 реальная связь участников правоотношений, которая должна соответствовать модели; 3 связь реального поведения и модели, которая находит свое выражение в осуществлении прав и выполнении обязанностей. Указанные связи становятся реальными и взаимодействуют между собой благодаря методам правового регулирования конкретных общественных отношений. Общее учение о правоотношении. В-третьих, отраслевой метод определяет специфику взаимосвязи субъективных прав и юридических обязанностей субъектов в рамках правоотношения. Приобретая субъективные права или принимая на себя юридические обязанности, участники правоотношений всегда подчиняются определенному правовому методу, в соответствии с которым впоследствии будет строиться их реальное поведение, обусловленное рамками правоотношения. Количественный и качественный состав признаков отраслевого метода по-разному оценивается учеными-правоведами, однако названные признаки методы финансово правового регулирования единодушно относят к числу базовых. Попытаемся описать каждый из приведенных признаков применительно к методу финансового права. Предмет советского социалистического гражданского права: Ученые труды. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений: Учебное пособие. Соотношение структуры советского права и структуры советского законодательства: Дис. Юридические факты в советском праве. Изучение оснований, порождающих, изменяющих или прекращающих различные виды финансовых правоотношений, позволяет выявить наиболее характерные из них, а также объяснить причины их доминирующего положения среди прочих юридических фактов. Наиболее распространенными юридическими методы финансово правового регулирования, способствующими динамике регулятивных финансовых правоотношений, безусловно, являются юридические акты, включающие в себя нормативно-правовые предписания и правовые акты индивидуального регулирования. В отличие от других публичных отраслей права, особенность юридических актов, участвующих в движении финансовых методы финансово правового регулирования, состоит в том, что их действие и содержание направлены на урегулирование отношений, складывающихся в сфере собирания, распределения использования денежных средств государства и муниципалитетов, а также отношений, близких или связанных с осуществлением финансовой деятельности публично-правовыми образованиями. Правовые акты индивидуального регулирования, порождающие, изменяющие или прекращающие финансовые правоотношения, издаются уполномоченными государственными органами органами местного самоуправленияобладающими финансовой компетенцией, то есть методы финансово правового регулирования принимать решения по этим вопросам. Выбор юридических фактов, способствующих динамике финансовых правоотношений, обусловлен спецификой метода правового методы финансово правового регулирования. Властно-имущественный метод правового регулирования реагирует только на те юридические факты, которые являются предпосылками развития отношений в рамках реализации финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Специфическая особенность финансово-правового метода заключается в том, что с его помощью происходит регулирование и защита одного из стратегически важных интересов любого государства - финансовой стабильности и платежеспособности. Именно поэтому возникновение и методы финансово правового регулирования правоотношений, складывающихся по поводу аккумуляции, распределения использования денежных средств публично-правовых образований, находятся под пристальным вниманием государства и подвергаются четкой правовой регламентации с целью более эффективного управления фондом денежных средств. Юридические факты, лежащие в основе возникновения, изменения или методы финансово правового регулирования охранительных финансовых правоотношений, как правило, четко обозначены в законодательстве. В главе 15 НК РФ перечислены основания, изменяющие или прекращающие охранительные финансовые правоотношения. Действующее методы финансово правового регулирования законодательство ст. Прекращение охранительных бюджетно-финансовых правоотношений, как правило, связано с наложением взыскания на нарушителя и восстановлением нарушенных интересов и прав. Виды финансово-правовых санкций, налагаемых на нарушителей бюджетного законодательства, а также порядок их наложения установлены в гл. Таким образом, процедура и условия прекращения охранительных бюджетно-финансовых правоотношений также определяются законодательно. В рамках финансовых правоотношений наблюдается неравенство участников, характерное, впрочем, и для участников других публично-правовых отношений. Особенность правовой связи подчиняющего и подчиненного субъектов в финансовом правоотношении специалисты именуют функциональной подчиненностью. Хозяйственная реформа и финансовое право. Химичевой, участники финансовых отношений, которым адресованы властные предписания, находятся во взаимосвязи с этими органами и в зависимости от них лишь по линии функций финансовой деятельности. У них нет подчинения по всем направлениям, как при отраслевом управлении "по вертикали" министерство - "вверху" и подведомственные ему организации - "внизу". Однако это не означает, что финансово-правовое регулирование методом властных предписаний не распространяется на отношения "вертикального" подчинения. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов. Но для финансово-правового регулирования наиболее характерно использование этого метода именно в функциональных взаимосвязях с финансово-кредитными органами. Данной позиции придерживаются Методы финансово правового регулирования совершенствования основных финансово-правовых институтов в методы финансово правового регулирования перехода России к рынку: Автореф. Финансово-правовая ответственность налогоплательщиков-организаций: Дис. Неравное положение субъектов в финансовом правоотношении продиктовано функциональным подчинением в сфере осуществления финансовой деятельности государства или муниципального образования. Признак функционального подчинения одного методы финансово правового регулирования участников финансового правоотношения в сфере собирания, распределения использования денежных средств государством муниципальным образованием является основным не только для определения характера взаимоотношений субъектов, но и для характеристики финансово-правового метода в целом. Отличительная особенность метода финансового права - возможность "перенесения" части властных полномочий на юридических и физических лиц, не являющихся соответственно государственными органами и должностными лицами. В частности, при реализации контрольных функций методы финансово правового регулирования наделяет соответствующими полномочиями не только государственные органы, но и методы финансово правового регулирования категории хозяйствующих субъектов. Например, в силу ст. В соответствии с п. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" коммерческие банки вправе осуществлять контроль за проведением кассовых операций хозяйствующих субъектов и операций с денежной наличностью. Перенесение части контрольных полномочий на субъектов, не обладающих властной компетенцией в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, происходит и в налоговых правоотношениях. Так, налоговые агенты - физические или юридические лица - обязаны правильно и своевременно методы финансово правового регулирования, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты внебюджетные фонды соответствующие налоги; в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме его задолженности; вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты внебюджетные фонды налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. В отношениях налоговых агентов и налогоплательщиков не наблюдается прямого подчинения, однако неравенство в отношениях обеспечивается реализацией контрольных полномочий налоговыми агентами. Специфика финансово-правового метода методы финансово правового регулирования в реализации властвующими субъектами финансовых правоотношений предоставленных им полномочий. Осуществляя властные полномочия, государственные органы и уполномоченные организации действуют в рамках предоставленной им компетенции. Согласно общепринятому положению властные полномочия субъекта отождествляются с его исключительными правами в отношении чего-либо или кого-либо. Но в теории публичного права сформировалась обоснованная научная позиция, согласно которой субъект, обладающий властными правомочиями, имеет не только право по своему усмотрению их использовать, но методы финансово правового регулирования обязанность реализовывать данные ему возможности при наступлении определенных обстоятельств. Достаточно подробное исследование правовых особенностей реализации властных полномочий субъектами финансовых правоотношений проведено Специфика реализации властных полномочий, выявленная при рассмотрении охранительных и регулятивных финансовых правоотношений активного и пассивного типов, позволила ей прийти к выводу о том, что в этих правоотношениях связь между правами и обязанностями субъектов очень жесткая. Уполномоченные государством органы и организации обладают правами требования в отношении обязанных лиц, правами на совершение активных действий и на применение мер государственного принуждения. При этом данные права являются одновременно и обязанностями уполномоченных органов, от выполнения которых они не вправе отказаться. Безусловно, речь идет о тех правоотношениях, где уполномоченные органы реализуют властные полномочия. Реализация властных методы финансово правового регулирования в рамках прав-обязанностей не означает, однако, полного исключения самостоятельности в принятии решений или отсутствия свободы выбора вариантов поведения уполномоченными субъектами. Несмотря на строгую регламентацию осуществления правомочий властвующими субъектами, действующее законодательство, тем не менее, предоставляет им возможность принимать определенные решения и совершать определенные действия, самостоятельно определяя условия и формы их реализации. Ученые-правоведы предлагают разделять властные полномочия на два вида: "связанные" и "свободные". Связанные полномочия предполагают точное установление в законе того, что должны делать исполнители - органы исполнительной власти - в этом направлении. Свободные полномочия предполагают, что законом определены лишь общие принципы деятельности органов исполнительной власти. При этом им предоставлен "некоторый бланкет в исполнении частностей" и разрешено на этом основании издавать акты, как нормативные, так индивидуальные. Впоследствии эти понятия используют: Попович В то же время эти методы финансово правового регулирования уполномоченные органы обладают целым рядом "свободных" полномочий. В качестве примера данных полномочий уполномоченных субъектов финансовых правоотношений можно назвать следующие. Полномочия Министерства финансов РФ в сфере: предоставления бюджетного кредита юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями ст. Полномочия налоговых органов по назначению и определению порядка проведения налоговых проверок подп. Особенности реализации "связанных" и "свободных" полномочий властвующих субъектов определяются методом правового регулирования финансовых отношений. Императивно направленный финансово-правовой метод четко определяет условия и порядок осуществления "связанных" полномочий, не допуская при этом каких-либо отклонений. При реализации "свободных" полномочий метод правового регулирования предоставляет властвующим субъектам определенную свободу выбора формы или варианта поведения, сохраняя обязательность осуществления данного вида полномочий. Границы для "свободного" маневра властвующих субъектов при реализации их полномочий определяются интересами финансовой безопасности государства и принципом экономической целесообразности. Осуществляя властные полномочия, субъекты финансовых правоотношений подчиняются методу финансового права, который определяет условия и способы реализации указанных методы финансово правового регулирования. На принятие решения об использовании властного полномочия или выборе способа реализации такого полномочия оказывают влияние многие факторы. Прежде всего следует учитывать общее направление финансовой политики государства, экономические и социальные задачи, стоящие перед ним на определенном этапе развития, уровень правосознания общества и т. Характерной чертой финансово-правового метода, на наш взгляд, является его тесная связь с макроэкономической политикой государства. Впервые на это обратил внимание Ровинский, назвавший в качестве одного из специфических признаков финансово-правового метода его экономическую направленность. О связи финансового права с политическими процессами упоминается в работах ученых-финансистов Карасевой, высокая степень зависимости финансового права от политики проявляется, во-первых, в том, что принятие финансово-правовых норм и, соответственно, финансово-правовых актов вводит в орбиту политического процесса самый широкий круг различных политических сил; во-вторых, в том, что принятие финансово-правовых норм финансово-правовых актов почти всегда имеет место в условиях политического процесса, доведенного до противоборства, конфликтности различных политических сил. В ходе жесткой бюджетной политики, обусловленной чрезвычайной экономической ситуацией, проводимыми методы финансово правового регулирования военными действиями или общим тоталитарным политическим режимом, реализация свободных полномочий властвующих органов может и должна быть ограничена. И наоборот, когда государство проводит либеральную финансовую политику, экономика развивается прогрессивно, отсутствуют антидемократические тенденции в управлении государством и обществом, возможно не только увеличение числа "свободных" полномочий, данных властвующим органам, но и предоставление большей степени самостоятельности при их реализации. Лазарева, в методы финансово правового регулирования ситуациях право и обязанность выполнять ту или иную функцию управления применительно к тем или иным объектам могут за органом оставаться, а его конкретные властные полномочия при этом то сужаться, то расширяться. Таким образом, ставя механизм реализации властных полномочий в определенные рамки, метод регулирования финансовых правоотношений действует гибко, как правило, исходя из принципа экономической целесообразности, с учетом финансовых интересов государства и общества на определенном этапе. При этом гибкость и рационализм метода помогают встраивать финансовые правоотношения в систему правовых отношений. На нынешнем этапе развития российского государства финансовая политика методы финансово правового регулирования достичь экономического баланса методы финансово правового регулирования обеспечением государственных потребностей и повышением общего уровня благосостояния общества. С этой целью проводится методы финансово правового регулирования реформа, которая, с одной стороны, предусматривает ужесточение мер в отношении неплательщиков и повышение уровня собираемости налогов, а с другой - законодательно вводит гибкую систему изменения срока уплаты налогов, предоставления разнообразных налоговых льгот в том числе налоговых кредитов инвестиционных налоговых кредитовосвобождения от налоговой обязанности путем реструктуризации налоговой задолженности плательщиков. В сфере бюджетной политики наметилась тенденция к более четкому разграничению доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, централизации бюджетной системы и усиления контроля за расходованием финансовых средств путем перевода всех бюджетополучателей на казначейскую систему обслуживания методы финансово правового регулирования. В то же время органы государственной власти субъектов Методы финансово правового регулирования и органы местного самоуправления получают больше самостоятельности в области формирования собственной доходной базы и установления порядка ее использования, предоставления бюджетных кредитов, привлечения заемных средств. В этом же русле может быть охарактеризована политика финансового контроля за осуществлением валютных операций субъектами финансовых правоотношений. Так, по общему правилу, валютные операции осуществляются резидентами в режиме либерализации. В частности, значительно расширен перечень переводов неторгового характера, осуществляемых без специального разрешения Центрального банка РФ; исчисление сроков платежа при осуществлении расчетов, связанных с экспортом товаров, ведется с даты фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации; сняты действовавшие ранее ограничения на совершение отдельных валютных операций, связанных с движением капитала и перемещением резидентами иностранной валюты через таможенную границу Российской Федерации; отменен бесспорный порядок взыскания штрафов и других санкций с юридических лиц за нарушение валютного законодательства. Однако при этом сохраняются правила обязательной продажи части валютной выручки экспортерами и некоторые иные ограничения. Поскольку метод финансового права призван регулировать отношения в сфере осуществления финансовой деятельности государства, то способы, которые методы финансово правового регулирования использует, так или иначе должны отражать общие тенденции его финансовой методы финансово правового регулирования. Гибкость метода обусловлена спецификой сферы правового регулирования. Государственная финансовая деятельность осуществляется в различных формах и представляет собой методы финансово правового регулирования подвижную изменчивую сферу методы финансово правового регулирования отношений, что, безусловно, оказывает влияние на метод правового регулирования. ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ Перечень ссылок подготовлен специалистами КонсультантПлюс ЗАКОН РФ от 09. Советом директоров Банка России 19. Юридический виртуальный клуб "Ex-jure" Все материалы сайта предоставляются посетителям абсолютно бесплатно. Сайт действует исключительно не на коммерческой основе, ставя своей целью развитие правовой науки в сети Интернет. Любое копирование, сохранение использование материалов сайта, противоречащее законодательству, запрещается и карается по закону.




Мария Фирсова